Главная

Обособленное подразделение в ЧОП

Охранная организация охраняет различные объекты, соответственно, охранники находятся на постах у того юридического лица, где оказываются услуги .Будет ли этот пост охраны обособленным подразделением, если охранные услуги оказываются на территории одного (своего) региона, но налоговые инспекции разные?

Сначала надо определиться с самим понятием  «обособленное подразделение». Гражданское и законодательство о налогах и сборах по-разному определяют понятие «обособленное подразделение» юридического лица.

Исходя из содержания ст. 55 ГК РФ, в гражданском законодательстве под обособленным подразделением юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности.
Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ, частью 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Минфин России в письмах от 25.10.2019 N 03-02-07/1/82265, от 21.05.2018 г. N 03-02-07/1/34515 сообщал, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (постановления Пятнадцатого ААС от 13.05.2011 N 15-АП-4108/2011, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации налоговое законодательство связывает с наличием следующих критериев:
— территориальная обособленность;
— наличие стационарных (созданных на срок более одного месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации;
— ведение деятельности через это подразделение;
— осуществление работодателем контроля рабочего места (постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, АС Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16).

Вопрос о необходимости создания обособленного подразделения (далее также — ОП) охранными предприятиями по месту осуществления охранных услуг не имеет однозначного ответа.

Налоговые органы придерживались позиции, что независимо от наличия оборудования по месту нахождения постов охраны, а также от того, каким предприятием оно установлено (охранным или организацией, являющейся объектом охраны), посты охраны, обладающие признаками, установленными в ст. 11 НК РФ, являются обособленными подразделениями и у организации появляется обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения (письма УФНС России по г. Москве от 11.09.2007 N 18-11/3/086094@, управления МНС по г. Москве от 29.01.2003 N 11-14/5523, также письмо УФНС России от 31.03.2010 N 16-15/033302).

В то же время в письме Минфина России от 19.05.2017 N 03-02-07/1/30937 выражено мнение, что в случае, если охранная организация не является собственником (арендатором) помещения, в котором располагается охранник, не создает стационарного рабочего места в этом помещении и пост охраны не находится под контролем охранной организации, представляется, что деятельность такой организации по месту нахождения поста охраны не обладает признаками обособленного подразделения, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ.
С учетом позиций, сформулированных в судебной практике, Минфин России в письме от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238 применительно к охранным услугам, которые исполнитель оказывает силами своих работников на территории заказчика, указал, что, если оборудование или иное имущество, принадлежащее исполнителю охранных услуг, на постах охраны отсутствует, указанные права имеются только у заказчика охранных услуг, который создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг в целях обеспечения его собственной безопасности, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением частного охранного предприятия.

Такое мнение подтверждается арбитражной практикой*(2).
В сложных случаях организация может воспользоваться порядком, установленным п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Налоговый орган принимает необходимое решение, в частности, на основе представленных организацией договоров на оказание услуг, трудовых (гражданско-правовых) договоров и иных документов, подтверждающих характер отношений между организацией, ее работниками и заказчиками услуг, а также других документов, позволяющих установить фактические обстоятельства осуществления исполнителем деятельности, в том числе наличие у организации возможности контролировать рабочие места своих работников (письма Минфина России от 30.04.2013 N 03-02-07/1/15201, от 04.12.2015 N 03-02-07/1/70758,).
На основе исследования фактических обстоятельств, исходя из анализа представленных документов, налоговый орган должен сделать вывод о признании (непризнании) деятельности работника в качестве представителя организации обособленным подразделением организации (письмо ФНС России от 18.01.2011 N ПА-4-6/449).
Таким образом, организация вправе обратиться в налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов (письма Минфина России от 25.07.2019 N 03-02-07/1/55416, от 31.05.2019 N 03-02-08/40754, от 05.04.2019 N 03-02-08/23794, от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28350, от 03.02.2012 N 03-02-07/1-30, письмо ФНС России от 15.05.2014 N СА-4-14/9323).
Воспользоваться правом обращения в налоговый орган в ситуации, когда охранная организация не является собственником (арендатором) помещения, в котором располагается охранник, Минфин России предложил в вышеупомянутом письме от 19.05.2017 N 03-02-07/1/30937.
В заключение напомним, что в силу п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

Таким образом, на основании указанного положения организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее обособленных подразделений в случае, если эти обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам (письма Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-60, от 18.02.2010 N 03-02-07/1-68).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + двенадцать =

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять